Меню

Информационные ресурсы Магаданской области
Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
Ц
Ц
Изображения

1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»

01.07.2021 09:01
2

Статьей 8 Федерального закона № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ, Закон) определено что при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение риска причинения вреда (ущерба), является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий.

Особое внимание обращается на стимулирование добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.

Законом закреплен широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы. К числу профилактических мероприятий отнесены (ст.45):

- Информирование. Означает размещение на официальном сайте контрольного органа в сети «Интернет» определенной информации, в том числе: текстов нормативно-правовых актов (далее - НПА), регулирующих осуществление государственного, муниципального контроля; сведения об изменениях, внесенных в вышеуказанные НПА; перечня обязательных требований; руководств по соблюдению обязательных требований. Полный перечень перечислен в пункте 3 статьи 46 Закона № 248-ФЗ;

- Обобщение правоприменительной практики (ст.47). Целью обобщения является обеспечение единообразных подходов к применению контрольным (надзорным) органом и его должностными лицами обязательных требований, законодательства Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле; выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих возникновению указанных нарушений; анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба); подготовка предложений об актуализации обязательных требований; подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле;

- Меры стимулирования добросовестности (ст. 48). Под мерами стимулирования добросовестности подразумеваются мероприятия, направленные на нематериальное поощрение добросовестных контролируемых лиц, если такие меры предусмотрены положением о виде контроля.

- Объявление предостережения (ст.49). Законом наделяет контрольный (надзорный) орган обязанностью объявить предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований при наличии сведений о готовящихся нарушениях, о признаках возможных нарушений либо о непосредственных нарушениях обязательных требований. Такая профилактическая мера дает контролируемому лицу возможность оперативно исправить их и избежать возможных неблагоприятных последствий.

Контролируемое лицо вправе после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения.

- Консультирование (ст.50). Должностное лицо контрольного (надзорного) органа по обращениям контролируемых лиц и их представителей осуществляет консультирование, то есть дает разъяснения по вопросам, связанным с организацией и осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Консультирование может осуществляться различными способами - по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме либо в ходе проведения профилактического мероприятия, контрольного (надзорного) мероприятия, в соответствии с пунктом 1 статьи 50 Закона № 248-ФЗ плата за консультирование не взымается.

- Самообследование (ст.51). В целях добровольного определения контролируемыми лицами уровня соблюдения ими обязательных требований положением о виде контроля может предусматриваться самостоятельная оценка соблюдения обязательных требований (самообследование). В рамках самообследования также обеспечивается возможность получения контролируемыми лицами сведений о соответствии принадлежащих им объектов контроля критериям риска. Законом предполагается, что самообследование будет осуществляться в автоматизированном режиме с использованием одного из способов, указанных на официальном сайте контрольного (надзорного) органа в сети «Интернет». Подразумевается, что контролируемое лицо с помощью специального информационного продукта сможет самостоятельно определить уровень соблюдения обязательных требований.

- Профилактический визит (ст.52). Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица либо путем использования видео-конференц-связи. В ходе профилактического визита инспектор информирует подконтрольный субъект об обязательных требованиях, предъявляемых к его деятельности.

Контрольно-надзорные органы должны предложить провести профилактические визиты в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять рабочих дней до даты его проведения.

Вместе с тем, согласно Закону контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольный (надзорный) орган не позднее чем за три рабочих дня до даты его проведения.

При проведении профилактического визита организациям не могут выдаваться предписания об устранении нарушений обязательных требований.


Дата публикации: 01.07.2021